ЮрТранс

14.05.2018 ВС РФ рассмотрит вопрос о правомерности взыскания платы за пользование подъездным путем необщего ползования, принадлежащего перевозчику

Дело № А74-2776/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 302-ЭС17-22978

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва                                                                                      11 апреля 2018 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.05.2017 по делу № А74-2776/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.11.2017 по тому же делу,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к индивидуальному предпринимателю Карамашеву Александру Константиновичу (далее - предприниматель) о взыскании 404 498 рублей 80 копеек задолженности за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», за период с 01.06.2016 по 30.11.2016 по договору от 03.05.2011 №1/110 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования предпринимателя по станции Аскиз Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее - договор).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.05.2017 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.


Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 08.11.2017 указанные судебные акты оставил без изменения.

При рассмотрении дела суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», на основании условия договора, не соответствующего закону.

При этом суды исходили из следующего.

Ежесуточная плата за пользование железнодорожным подъездным путем является составляющей сбора за подачу и уборку вагонов, который не является договорным и подлежит государственному регулированию. Ставки сбора установлены Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/15.

В подпункте «а» пункта 14 договора (в редакции дополнительных соглашений от 15.12.2011 и от 01.04.2015) сторонами предусмотрен сбор за подачу и уборку вагонов, исчисляемый как сумма платы за работу локомотива перевозчика при подаче и уборке вагонов по ставкам таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации и платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», в размере 280 рублей в сутки без НДС, согласно пункту 68 Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 № ВАС-5095/11 пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства № 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими как не соответствующие абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ РФ), Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, подпунктам «б», «в» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», поскольку регулируемая государством цена на возмездное оказание услуги по подаче и уборке вагонов не предусматривает возможности взимания ежесуточной платы за пользование железнодорожным подъездным путем (железнодорожным путем необщего пользования).

Учитывая изложенное, а также действие в период заключения и исполнения договора регулируемой государством цены на услугу по подаче и уборке вагонов, не предусматривающей возможности взимания платы за пользование железнодорожным подъездным путем, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания указанной платы на основании условия договора, не соответствующего закону.

Обращаясь в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой, ОАО «РЖД» указывает, что с 01.04.2015 вступили в силу изменения в часть третью статьи 58 УЖТ РФ, согласно которым перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает сбор, включающий в себя плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, и статья 58 УЖТ РФ дополнена частью шестой, предусматривающей, что размеры указанных сборов и платы могут устанавливаться соглашением сторон (Федеральный закон от 31.12.2014 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»),

Ссылаясь на положения статьи 58 УЖТ РФ, письма Министерства транспорта Российской Федерации от 20.04.2015 № 04-04/2202 и от 01.04.2016 № АЦ-26/3881, Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 28.05.2015       ТС-6279/10, Федеральной антимонопольной службы

Российской Федерации от 11.04.2016 № АР/23572/16, пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, заявитель считает, что поскольку с 01.04.2015 законодательное регулирование позволяло перевозчику взыскивать плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, и размер такой платы на законодательном уровне не установлен, является правомерным начисление платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», в размере, установленном дополнительным соглашением от 01.04.2015 к договору.

Учитывая, что приведенные в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания, жалоба вместе с делом подлежат передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.05.2017 по делу № А74-2776/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.11.2017 по тому же делу вместе с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 14 мая 2018 года на 12 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                                                                      Е.Н. Зарубина