ЮрТранс

АКТУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Консультируем по вопросу пересмотра несправедливых условий договора о ежесуточной плате за пользование железнодорожным путем необщего пользования принадлежащего перевозчику на дни фактического использования пути.  

 Подробнее
  

О плате за пользование подъездным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику

фотография подъездного пути необщего пользования
Многие ветвевладельцы в условиях экономического спада - снижения количества отправляемых вагонов - столкнулись с проблемой содержания подъездного пути. Если вопрос о содержании своей собственности не стоит, то имеется проблема содержания участка пути от станционных путей до границы п/п и находящегося на балансе перевозчика.

Проблема кроется в некоторой неопределенности в регулировании порядка взимания платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

В редакции от 19.07.2011 г пункт 3 ст. 58 УЖТ РФ выглядел следующим образом:

"За работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации".

В 2011 году Высший арбитражный суд, рассмотрев дело № ВАС-5095/11 указал, что из содержания абзаца 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования в виде оплаты за работу локомотива и ежесуточной оплаты за пользование данными путями не предусматривается - перевозчиками взимается сбор только за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.

На основании этого вывода Высший арбитражный суд признал пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2 и 2.7.13 Тарифного руководства N 3, устанавливающие ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, недействующими.
 

С 01.04.2015 года в силу вступила новая редакция УЖТ РФ, где статья 58 претерпела существенные изменения. Так, пункт 3 ст. 58 УЖТ РФ предусматривает:

"Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику".

Как можно видеть, на законодательном уровне сбор стал состоять из двух составляющих - платы за работу локомотива и платы за использование железнодорожного пути.

Кроме того, статья 58 дополнена пунктом 6, в котором законодатель указывает:

"Размер указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации".

На первый взгляд, вопрос исчерпан. Плата за пользование подъездным путем предусмотрена в Федеральном законе, коим является УЖТ РФ. Размер сбора устанавливается соглашением сторон. Естественно, перевозчик будет настаивать на включение соответствующего условия в текст договора. Контрагенту остается только платить оговоренную в договоре сумму.
 

Что бы проще было приходить к соглашению и не допускались злоупотребления на местах Правление ОАО «РЖД» приняло Протокол "Об утверждении ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренных единым перечнем работ и услуг, оказываемых в ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов". В данном документе снова предусмотрена ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем.

В настоящее время действует Протокол заседания правления ОАО "РЖД" от 23.12.2015 N 50.
 

Однако в 2014-15 гг. ОАО "Сергеевский леспромхоз" оспорил правомерность включение подобного условия в договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Проиграв в первой и апелляционной инстанции, истец добился своего в суде кассационной инстанции.

В Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.11.2015 N Ф03-4952/2015 по делу N А51-33965/2014 отмечено следующее.
 

"Принимая спорный пункт договора в редакции ответчика (ОАО РЖД) тем самым суды определили обязанность истца вносить следующие виды платежей: плату за работу локомотива перевозчика (поименован как сбор за подачу и уборку вагонов, установленный Тарифным руководством № 3); плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику.

Однако данные выводы судов основаны на ошибочном толковании нормы части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта, поскольку действующая редакция названной статьи предусматривает право перевозчика взимать с владельцев других железнодорожных путей необщего пользования только один единый сбор, который, в свою очередь, включает в себя плату за работу локомотива и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, а не две самостоятельные платы.

Более того, суды не приняли во внимание положения части 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта, согласно которой размеры сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. Согласно пункту 4 указанного Перечня, работы по подаче и уборке вагонов в пределах железнодорожных станций в местах общего и необщего пользования включены в дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте".

Далее суд сделал вывод:
 

"В связи с чем по смыслу приведенных норм права размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, как составляющих сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом".

В результате спорный пункте судебным решением был исключен из договора.
 

В Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.10.2015 N Ф03-3700/2015 по делу N А04-36/2015 еще более жестко отмечено:
 

"При таком положении установление в договоре платы за использование путей необщего пользования в качестве самостоятельной платы, рассчитанной по ставке, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 10.12.2013 N 43, являющимся внутренним документом истца и не обладающего силой нормативного акта, с учетом монопольного положения железной дороги, позволяющего ей диктовать своим контрагентам условия договора, создавало бы лишь видимость соблюдения свободы договора".
 

Остается сделать вывод, что за свободу договора нужно бороться.

P.S. Скоро Верховный суд Российской Федерации поставит точку в этом вопросе!